Мой родной город

История города 

Территория Лисичанска, как и другие земли Дикого поля, со времени татаро-монгольского нашествия до середины XVIII века не была заселена. На левом берегу Северского Донца городки Боровской (не надо путать с Боровским в нынешней Липецкой области России), Трехизбенкский и другие, к началу XVIII века образованные беглыми крестьянами, после подавления Булавинского восстания по приказу Петра Первого были полностью уничтожены(никогда не уничтожались а были перенесены в другие районы(на карте Боплана 1825 г., и основали хутора: Вороново (казаки Хохлова), Сиротино (казаки Попова и Сиротина), Боровеньки (основали часть переселившихся боровщан после сожения слободы Боровской войсками Петра1), Метелкино (казаки Метельникова) и Смоляниново (казаки Смолкина). Возродились они только через два-три десятилетия.

Когда русский рудознатец Григорий Капустин в 1724—1725 годах вел здесь разведку залежей каменного угля, его встретили безлюдные балки и холмы.
С целью освоения правобережья Северского Донца между речками Бахмутом и Луганью правительство Российской империи начало организовывать военные поселения. По указу Сената от 29 мая 1753 года в числе других подразделений, которые состояли из бежавших из под турецкого ига сербов, хорватов, болгар и волохов, на речке Верхней Беленькой была поселена третья рота Бахмутского гусарского полка. Возникшее поселение получило двойное название: Третья Рота — по номеру подразделения и село Верхнее — по названию речки. В 20 километрах от третьей роты обосновалась пятая рота того же полка. Населенный пункт именовался по номеру роты, а также Привольное.

Военные поселяне вели своё хозяйство и в то же время защищали границы государства от набегов крымских татар. После присоединения в 1783 году Крыма к России опасность миновала, и военные поселения были переведены на положение казенных крестьян.

Офицеров гусарских рот царское правительство наделило свободными землями, которые имелись вблизи военных поселений. Новые владельцы вели свое хозяйство на крепостнической основе, стремясь привлечь сюда и закрепить за собой рабочую силу. Так в начале 70-х годов XVIII века возникло село Рубежное (впоследствии преобразованное в город Пролетарск).

Разведанный в 1724—1725 годах Григорием Капустиным уголь до конца века лежал нетронутым. С 1792 года матросы Черноморского флота под руководством инженера-капитана Н. Ф. Аврамова организовали здесь добычу топлива, которое отправлялось в Николаев и другие порты. Добыча угля однако не была систематической. К тому же матросы разрабатывали обнаженные пласты.

Интенсивное освоение южных степей, развитие Черноморского флота вызвали к жизни первые предприятия Донбасса. 14 ноября 1795 года Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». В соответствии с этим указом на земле крестьян села Верхнего (Третьей Роты), возле балки Лисьей был заложен рудник, положивший начало промышленной разработке каменного угля в Донбассе.

Добываемый уголь отправлялся на Луганский литейный завод, Черноморскому флоту, продавался на солеваренные заводы в Бахмут, Славянск, а также на сахарные заводы, использовался в кузнецах и для отопления помещений.

Вместе с шахтой в том же, 1795 году был основан новый населенный пункт — первый шахтерский поселок Донбасса, получивший затем название Лисичанск. Возникший на земле села Верхнего рудник оказал значительное влияние на судьбу его жителей. С самого начала под шахту и новый поселок у крестьян было отнято 1200 десятин земли, хотя у них даже не хватало до нормы. Пришлось переселять из села 20 семей во вновь возникшую слободку Бахмутовку


Нынешний город (в картинках)



Террикон времен освоения Донбасса







Лисья балка.
Здесь зародился Донбасс.
Памятный знак в месте закладки первой шахты Донбасса 




Озеро "Клешня".
Зона отдыха 








Скромный пейзаж Донецкого кряжа






Современный вид первой церкви, построенной в 17 веке на территории горно-рудного поселка






Здание Дворца Молодежи





Здание первой штейгерской школы, выпускавшей квалифицированных рудознавцев




Самая длинная подвесная дорога в Европе



1 комментарий: